Рубрика: Ռուսերեն

Урок 17

06.02-13.02.23

Упражнение 1.

Вставьте пропущенные буквы.

Старинное предание, камень преткновения, причуды природы, приступить (к делу), богатое приданое, превратности судьбы, преодоление препятствий, не надо пререкаться, признание в содеянном, пребывать в бездействии, беспрекословно повиноваться, приверженец новых взглядов, предать друга, примирить врагов, прибытие поезда, непременное условие, полезное приобретение, жизнь без прикрас, презабавный случай, преломление лучей, превышение полномочий, приостановить слушание дела, давать присягу, искатели приключений.

Упражнение 2

Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.

Обманчивый лес

Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след прекрасной горной козы и, преследуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое расстояние.

Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись погоней, что скоре не стало слышно даже их лая. Между тем незаметно сгущался вечер, и наступила ночь. Тут король понял, что заблудился. Издали доносились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой вспомнил Генрих о том, как сбивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник — горное эхо. Но было уже поздно. Предстояло переночевать в лесу.

(По А. Куприну)

Домашнее задание

1.Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам (пре-при-)

Придорожный, приоткрыть, преодолеть препятствие, превозмочь боль присесть на скамью, приглушить, приморский, пресытиться, пренебрегать, превращение, преследование, признаться, презирать труса, прибрежный преображение, приступить к делу, приостановить, превосходный, преобразование, преграда, приручить, , пристроить, , знаки препинания, презабавный котенок. Пребывать в неведении – прибывать по расписанию; старинное предание – придание силы; преданный патриот – преданный врагами – преданный командованию; преемник традиций – приемник «Турист-2» – преемственность поколений – приемлемый вариант; презрение к смерти – призрение сироты – призор; презирать угрозы – презирать детей, потерявших родителей; преображенный – приобретенный; претворить в жизнь – притворить дверь; преткнуться о камень – приткнуться в уголок; преувеличивать – преуменьшать значение открытия, преуменьшать расходы ради экономии; приходящий момент – приходящий медработник; придел в храме – придел всему; приклонить ветви – преклонить колени; припадать к земле – преподать урок; прискорбный факт – пресветлый образ.

2.Вставьте буквы.

Русский человек придает особое значение слову «семья». Предать семью означает пр…дать самого себя. И подобное предательство не прощается ни людьми, и Богом.Если русские гости обещают прибыть минут через пять, то иностранцы ближайшие полчаса-час прибывают в недоумении: где же их носит. Приступая к работе, не преступайте закон!

Рубрика: Ռուսերեն

Урок 18

10.02-16.02

Тема урока: Косвенная и прямая речь

Классная работа:

1.Переведите прямые вопросы в косвенные.

1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?»– На стадионе Нину спросили, за сколько секунд она пробегает стометровку.
2) Мать спросила дочку: «Ты хочешь научиться печь пироги?» – Мать спросила дочку, хочет она научиться печь пироги.
3) Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?» – Экскурсанты спрашивали, как раньше  называлась эта улица.
4) Отец спросил сына: «Нравится тебе работать в столярной мастерской?» – Отец спросил сына нравится ему работать в столярной мастерской

2. Расставьте знаки препинания в прямой речи.

  • «Замолчи», — строго сказал Красильщиков.
  • «Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге», — сказала она, — Никогда там не была и вообще очень неопытна. Воображаю что вы обо мне думаете. А на самом деле вы моя первая любовь».
  • «Вы со мной говорите уже на «вы»,- задыхаясь сказал я,- вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты»». «Почему?», — спросила она подняв брови.
  • Наконец Соня говорила: «Ну, спать», — и, простясь с ними, я шел к себе.
  • Когда я подбежал к ним, он, взглянув на меня,успел весело крикнуть: «А, доктор, здравствуйте»в то время как она побледнела до гробовой синевы.
  • «Как блестят глаза,- сказал он.- Тебе не холодно

Домашняя работа: Учебник, стр . 55,упр. 98; стр. 61 упр. 112; стр 62, упр. 114;стр 63 упр.117.

Упражнение 98. Допишите в предложениях прямую речь. Расставьте знаки препинания.

  • Учитель спросил: «Кто отсутствует в классе?».
  • Диктор сообщил: «Это были последние новости».
  • Свидетель рассказал: «Я увидел убийцы за дверью».
  • Врач предупредил: «Перед сном надо мало кушать».
  • Мальчик воскликнул: «О, это Гарри Поттер!».
  • Товарищ предложил: «Пошли по домам».

Упражнение 112. Спишите, заменяя прямую речь косвенной.

  • Образец: Он попросил меня: «Дай мне ручку».
  • Он попросил меня, чтобы я дал ему ручку.
  1. Я посоветовал товарищу: «Посмотри этот фильм». — Я посоветовал товарищу, чтобы он посмотрел этот фильм.
  2. Учитель сказал ученикам: «Принесите тетради». — Учитель сказал ученикам, чтобы они принесли тетради.
  3. Он ответил товарищу: «Это твой билет». — Он ответил товарищу, что это его билет.
  4. Он сказал тебе: «Это твоя книга». — Он сказал, что это моя книга.
  5. Брат напомнил мне: «Это твоя обязанность». — Брат напомнил мне, что это моя обязанность.
  6. Он сказал товарищу: «Я принесу тебе книгу». — Он сказал товарищу, что принесёт ему книгу.

Упражнение 114. Обратите косвенную речь в прямую и запишите предложения.

  • Образец: Мальчик потребовал, чтобы ему дали ответ на письмо.
  • Мальчик потребовал: «Дайте мне ответ на письмо».
  1. Отец строго потребовал, чтобы мы обязательно подмели двор. — Отец строго потребовал: «Вы обязательно подметите двор».
  2. Бабушка закричала, чтобы Павлик сейчас же шёл домой. — Бабушка закричала: «Павлик, сейчас же иди домой».
  3. Девочка рассказала, что её отец ушёл куда-то со своим другом. — Девочка рассказала: «Мой отец ушёл куда-то со своим другом».
  4. Офицер шепнул солдату, чтобы тот молчал. — Офицер шепнул солдату: «Замолчи».
  5. Мы спросили у лесника, куда он нас привёл. — Мы спросили у лесника: «Куда ты нас привёл?»
  6. Мальчик спросил у незнакомца, кто он такой. — Мальчик спросил у незнакомца: «Кто ты такой?».

Упражнение 117. Спишите, заменяя прямую речь косвенной.

  1. «Я сейчас пишу роман», – сообщил писатель. — Писатель сообщил, что сейчас пишет роман.
  2. «Ты можешь опоздать в школу», – предупредил меня папа. — Папа предупредил меня, что я могу опоздать в школу.
  3. Мы попросили лесника: «Проведи нас, дедушка». — Мы попросили лесника, чтобы дедушка нас провёл.
  4. «Скажите, пожалуйста, как пройти на площадь?» – спросил приезжий. — Приезжий спросил, как пройти на площадь.
  5. «Мальчик, отнеси записку к начальнику», – сказал Сергей. — Сергей сказал, чтобы мальчик отнёс записку к начальнику.
  6. «Я ничего не знаю», – заявил Володя. — Володя заявил, что он ничего не знает.
  7. «Зайди, пожалуйста, в аптеку и купи мне лекарство», – попросила бабушка. — Бабушка попросила, чтобы я зашёл в аптеку и купил ей лекарство.
Рубрика: Աշխարհագրություն

Վառելիքաէներգետիկ արդյունբերություն

Image result for Վառելիքաէներգետիկ արդյունբերություն

Դասի հղում։

Պրեզենտացիա

1․

  1. Քարտեզի վրա նշել նավթ, գազ և ածուխ արդյունահանող առաջատար երկրները:

World_map_blank.png

2․ Ի՞նչ դեր ունի վառելիքաէներգետիկ արդյունաբերությունը տնտեսության զարգացման գործում:

Վառելիքաէներգետիկ արդյունաբերությունը պետք է տնտեսությունում, քանի որ տնտեսության մեջ օգտագործվում է վառելիք, էներգիա, որը կարող է նպաստել տնտեսության զարգացմանը:

3․ Որո՞նք են վառելիքաէներգետիկ արդյունաբերության զարգացման նախադրյալները: 

Վառելիքաէներգետիկ արդյունաբերության նախադրյալներից մեկն այն է, որ այնտեղ օգատգործվող կարևորագույն նյութերը, վառելիքները երկրի վրա շատ լինեն, լինեն նպաստավոր պայմաններ դրանց համար և այլն:Այդ ժամանակ այդ արդյունաբերությունը կզարգանա:

4․ Ուրվագծային քարտեզի վրա նշե՜լ էլեկտրաէներգիայի արտադրությամբ հարուստ երկրները։

d6e84-world_map_blank4
Рубрика: Կենսաբանություն

Կենսաբանություն փետրվարի 13-19

Սիրելի՛ սովորողներ, այս շաբաթ ներկայացնելու եք հետևյալ թեման․

Ներկայացնելու եմ նոր թեմա․

Համեմատել միաբջիջ կենդանիների կառուցվածքը և կենսակերպը:Համացանցից գտնել տեղեկություններ նախակենդանիների առաջացրած հիվանդությունների (քնախտ, դիզինթերիա, մալարիա և այլն) վերաբերյալ,

դրանց ախտանիշները , տարածման մեթոդները, կանխարգելումն ու բուժումը: